Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Аналитика

Декабрь 2016

Автор: Артем Чекотков, юрист Департамента защиты бизнеса

Источник: Налоговая практика

Количество сообщений о налоговых преступлениях за последние два года выросло. В прошлом году их было 8774, что превысило показатель 2014 г. на 60%. За период с января по август 2016 г., по данным Генпрокуратуры, зарегистрировано 6656 сообщений о налоговых преступлениях. Положительная динамика сохранится и в 2017 г. Как не стать фигурантом уголовного дела? Что ждать от полицейской проверки? Как противостоять действиям проверяющих?

Контроль крепчал

Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Правоохранителей вновь наделили полномочиями возбуждать такие дела без решения налогового органа. Последствия указанного закона стали наиболее полно проявляться сейчас.

До возбуждения уголовного дела следователь направляет в налоговый орган сообщение о преступлении и предварительный расчет недоимки. В ответ он получает заключение. В нем налоговый орган либо подтверждает факт недоимки и сообщает о проведении в отношении налогоплательщика проверки, либо сообщает, что сведения о нарушении налогового законодательства отсутствуют. Следователь рассматривает заключение и принимает решение: возбуждать УД или нет (ч. 7–9 ст. 144 УПК РФ).

Новелла законодательства привела не только к росту числа сообщений о налоговых преступлениях, но и повлекла за собой проблемы для бизнеса.

Проблема первая

Увеличен срок исковой давности по налоговым преступлениям. Теперь предпринимателя можно привлечь к ответственности в течение 10 лет после совершения правонарушения. Ранее этот срок составлял 3 года. Объясняется это тем, что налоговые органы могут проводить проверку периода, не превышающего 3 лет (ч. 4 ст. 89 НК РФ). Ранее они представляли в правоохранительные органы информацию о выявленной недоимке в обозначенных пределах. Теперь снова действуют общие правила о сроках давности привлечения к ответственности, поставленные в зависимость от тяжести совершенного деяния (ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Проблема вторая

Возникли сложности с освобождением от уголовной ответственности предпринимателя, который хотя и совершил преступление, но готов уплатить недоимку, штрафы и пени. Дело в том, что размер налоговых долгов могут установить только инспекторы. Если же налоговой проверки не было, то и решение по ней отсутствует. Если следователь возбуждает УД без заключения ИФНС, воспользоваться освобождением бизнесмен не может технически.

Проблема третья

Уголовные дела могут быть инициированы в отсутствие претензий налоговых органов. К примеру, чтобы улучшить так называемые палочные показатели или выполнить «заказ»: устранить конкурентов, организовать рейдерскую атаку и т. д. Рост количества сообщений о налоговых преступлениях кроется также в новой форме контроля за уплатой НДС. Почти два года действует система АСК НДС-2. Она привела к тому, что фактически налоговикам стала доступна информация обо всех фактах реализации на территории страны.

Возбудить уголовное дело следователь вправе и без получения информации от налоговой.

В общероссийскую базу поступают отчеты по НДС всех налогоплательщиков. Программа сравнивает операции по цепочке движения товаров (работ, услуг). Обработкой информации из системы занимается специально созданное подразделение – Межрегиональная инспекция ФНС России по камеральному контролю.

В результате налоговые органы имеют возможность контролировать всех контрагентов компании и, как следствие, оперативно в автоматическом режиме выявлять факты искажения отчетности. Причем расхождения налоговики могут видеть по всей цепочке контрагентов.

Пример:

В реальную схему поставки товара между поставщиком и конечным продавцом включена «однодневка». Добавленная стоимость должна облагаться НДС, однако «прокладка» либо не исчисляет налог вовсе, либо подает сведения в искаженном виде. Продавец заявляет сумму НДС по сделке с «однодневкой» к вычету или возмещению. АСК НДС-2 проверяет операции и выявляет, что «однодневка» сделку не отразила и НДС не уплатила.  Система покажет налоговый разрыв. Инспекция по камеральному контролю передаст сведения по месту учета продавца и его контрагента-«однодневки» в территориальный налоговый орган. Он затребует у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по сделке.

В результате в вычете или возмещении НДС откажут. Кроме того, фирме могут предъявить претензии уголовно-правового характера.

Как проводят доследственную проверку

Если к компании проявят интерес силовики, то они начнут с «доследственной» или полицейской проверки. По ее результатам могут возбудить уголовное дело. Основная задача правоохранителей на этапе проверки – получить как можно больше информации о фактах неуплаты налогов конкретной организацией. В первую очередь их интересуют:

  • документы (письменные источники информации);
  • свидетельские показания;
  • электронные источники информации (сервер, компьютеры
    и т. д.).

Чтобы получить доступ к перечисленным источникам информации в отношении компании и ее руководства проводят оперативно-разыскные мероприятия. К примеру, опрашивают директора, главного бухгалтера и учредителей компании; направляют запросы о предоставлении документации; обследуют помещения и изымают документы; контролируют средства коммуникации руководителей (телефон, электрон-
ная почта).

Если будет принято решение о возбуждении уголовного дела, то силовики получат полномочия на проведение следственных действий. Они отличаются от оперативно-разыскных мероприятий тем, что проводятся принудительно и позволяют ограничить права личности. Обычно проводят допросы, очные ставки, обыски и выемки. Могут назначить финансово-бухгалтерскую экспертизу. Она понадобится, чтобы установить размер ущерба.

После всех мероприятий дело передают в суд, который решает вопрос о привлечении предпринимателя, директора или главбуха, к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации».

За какую сумму налоговой недоплаты посадят

В 2016 г. по налоговым преступлениям был поднят пороговый размер ущерба, который необходимо причинить, чтобы быть привлеченным к уголовной ответственности. Размер крупного ущерба вырос в 2,5 раза, а особо крупного – в 1,5 по сравнению с предыдущей редакцией УК РФ.

Крупный ущерб

Так, предпринимателя можно привлечь по ст. 199 УК РФ, только если в течение трех финансовых лет подряд организация не выплатила налогов на сумму более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% от всей суммы, которую фирма должна была заплатить в бюджет. Либо не было выплачено 15 млн руб. Указанные суммы признают крупным ущербом, и за их невыплату грозит лишение свободы на срок до двух лет.

Особо крупный ущерб

Лишиться свободы на срок до 6 лет можно за неуплату налогов в особо крупном размере: более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% всей суммы, которую должны были заплатить. Либо в бюджет не поступило более 45 млн руб.

За неуплату страховых взносов — уголовная ответственность

С 1 января 2017 г. вступают поправки в п. 3 ст. 32 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Если плательщик взносов совершил правонарушение, содержащее признак преступления, то ИФНС направит материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении УД.

 

 

 

 

 

 

Зеркальная норма будет отражена в УК РФ. Следователь направит налоговикам или в органы контроля за уплатой страховых взносов информацию о преступлении и предварительный расчет недоимки. А они должны дать свое заключение. Уголовное дело на плательщика заведут и без заключения, если для этого будут достаточные данные. Порядок возбуждения уголовного дела по взносам аналогичен порядку, предусмотренному для налоговых преступлений.

Уголовный кодекс дополнят новыми ст. 199.3 и 199.4. Они установят ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Соответствующий законопроект ожидает второго чтения в Госдуме (№ 927133-6).

Составы преступлений разграничены: ст. 199.3 УК РФ вводит ответственность для физического лица (ИП), которое не платит взносы за работников, а ст. 199.4 предназначена для организаций. Для обоих случаев установлены свои крупный и особо крупный размеры.

Открыть pdf-версию статьи